Отдыхая в Евпатории, воспользуйтесь возможностью поближе познакомиться с городом двадцати пяти веков.Евпаторийский краеведческий музей

Евпаторийский краеведческий музей — ул. Дувановская, 11/2, тел. (06569)6-27-27,6-26-81.

Открыт с 10 до 17 часов, выходные: суббота, среда, в летние месяцы (июнь-август) — с 9 до 21 часа, без выходных.

Экспозиция евпаторийского краеведческого музеяМузей (он был открыт в 1921 г.) рас­положен в симпатичном здании маври­танского стиля. Первыми экспонатами музея стали произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, старинные книги, собранные в домах состоятельных евпаторийцев, которые во время гражданской войны эмигри­ровали за границу — всего около двух тысяч экспонатов.

Ныне фонды краеведческого музея города насчитывают более 80 тысяч единиц. Среди них богатые коллекции древнегреческих и скифских памятни­ков, нумизматики, оружия, посуды.

фрагмент крепостных сооружений древ­ней Керкинитиды, накрытых стеклянной пирамидойВ музее собрано немало интерес­ных этнографических материалов о коренных жителях Крыма — караимах, крымчаках, крымских татарах.

Значительная часть экспозиций му­зея посвящена становлению курорта.

Немало интересных материалов со­брано в отделе природы. Здесь представлена флора и фауна здешних мест и прилегающей акватории Черного моря.

В 1988 г. в специально построенном зале открыта диорама «Евпаторий­ский десант 5 января 1942 г.». Пло­щадь полотна диорамы —140 кв. м, предметного плана — 80 кв. м. Автор диорамы — худжник В. Б. Таутиев.

Евпаторийские древностиНапротив краеведческого музея — фрагмент крепостных сооружений древ­ней Керкинитиды, накрытых стеклянной пирамидой. Они обнаружены в апреле 2000 года во время реконструкции ули­цы. Все обнаруженные руины относятся к IV веку до н.э.

Рядом можно осмотреть выставку «каменных баб» из запасников музея. Музей располагает и одним из самых богатых лапидариев (собрание каменных изваяний) в Крыму.

От музея по Дувановской улице можно пройти на Театральную . Здесь несколько зданий выделяются своей архитектурой. Отметим оригинальное здание читального зала городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Рядом, в доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, нынче открыто литературное кафе. Цены там довольно высокие, но за крахмальные скатерти, хорошую посуду, грамотную сервировку, отсутствие громкой изнурительной музыки и намек на некоторую богемность стоит заплатить.

здание читального зала городской библиотеки им. А.С. ПушкинаНа площади сооружена стена с барельефами исторических личностей, сыгравших свою роль в судьбе города. Среди них «отец истории» Геродот (он первый поведал миру о существовании Керкинитиды), Митридат VI Евпатор (его имя носит , он не раз приходил на помощь жителям Керкинитиды), турецкий султан Мехмед II (издал указ об основании крепости Гезлев), российская императрица Екатерина II (по её повелению город в 1784 г. был переименован в Евпаторию). Такая своеобразная каменная летопись евпаторийской истории.
Украшением Театральной площади служит городской театр им. А. С. Пушкина, одно из лучших зданий города.

городской театр им. А. С. ПушкинаЗдание театра сооружено в 1908-1910 годах по проекту архитекторов А. Л. Генриха и Р. Я. Сеферова. Откры­тие театра состоялось 20 апреля 1910 года, когда на его сцене прозвучала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в исполнении арти­стов Мариинского театра.

Здание театра относится к числу наиболее удачных сооружений, созданных в стиле модерн. Оно привлекает величественным объемом, строгостью архитектурных частей и их гармоничностью. При всей своей монуметальности здание не кажется тяжелым. Оно отлично вписывается в архитектурный ансамбль Театральной площади.
В театре выступали многие корифеи сцены: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов, Надежда Обухова… Сегодня здесь также выступают известные театральные коллективы.
На Театральной площади установлен памятник С. Э. Дувану, который был городским головой Евпатории в начале XX века. При нем велось активное городское строительство, в частности, этого района города — между улицей Ленина и морем.

доходный дом начала XX векаРайон этот вырос в начале XX века рядом со старым городом. Здесь примечательны бывшие доходные дома, общественные здания и особняки. Стиль почти всех зданий этого квартала — популярный в то время модерн, и смотрятся они сейчас, спустя сто лет, весьма неплохо. Отдадим должное фантазии и мастерству старых архитекторов и строителей. Отметим также здания на ул. Революции (бывш. Лазаревская). Эта улица являлась центром деловой и торговой жизни города. Здесь были сосредоточены административные и кредитные учреждения, гостиницы, лучшие магазины, рестораны, кафе.
Среди сохранившихся построек тех лет — здания гостиниц «Петербургская» (ныне гост. «Крым») и бывшейго-стиницы «Россия» (ныне здесь здание суда). В 1891 году в гостинице «Россия» останавливалась Леся Украинка, о чем напоминает мемориальная доска, уста­новленная на стене здания. Кстати, в Евпатории бывали многие литературные знаменитости — А. Н. Толстой, М. А. Бул­гаков, В. Маяковский, И. Сельвинский…

вид на старый городпансионат «Орбита»Особо стоит отметить отель «Beau rivage» («Прекрасный берег») — ныне пансионат «Орбита». Здание пансио­ната и поныне сохранило легкость и воздушность своей оригинальной архи­тектуры, элегантность стиля. Это здание стоит напротив собора св. Николая.

С другой стороны собора (пер. Лет­ний, 2) стоит бывший доходный дом, который принадлежал С.Э. Дувану, ев­паторийскому городскому голове. Как отмечено на мемориальной доске, дом сооружен в 1908 году. Он отличается весьма своеобразной, хотя и несколько тяжеловатой архитектурой в стиле мо­дерн, с любопытными лепными деталями.

Интересна история создания этих двух зданий. Рассказывают, что город­ской голова Дуван поспорил с одним евпаторийским предпринимателем, кто из них построит дом, который лучше отразит евпаторийский дух, архитектур­ную специфику города. И, по общему мнению, в этом споре Дуван проиграл. Легкость и элегантность отеля взяла вверх над монументальностью и вы­чурностью доходного дома.

дом, который принадлежал С.Э. Дувану

Собор святого Николая. На улице Революции возвышается величествен­ный православный во имя свято­го Николая, историко-архитектурный памятник, действующий православный собор.

 Собор был сооружен в 1899 году в память об освобождении Евпатории от войск    англо-франко-турецких    войск коалиции во время Крымской войны.

собор св. Николая

Автор проекта — А. И. Бернардацци. Возведен храм в византийском стиле, для которого характерен  подчеркнуто огромный центральный купол с вен­чающим крестом, который был когда-то в два раза больше и виден был далеко с моря. Это — один из самых больших храмов в Крыму, одновременно он мо­жет вмещать около двух тысяч человек.
Церковь святого пророка Илии

 святого пророка Илии — действующий православный храм. Расположен на улице Братьев Буслаевых, 5 (рядом с набережной). Автор проекта — городской архитектор А. Л. Генрих. Начал строиться по прось­бе греческой общины города в 1911 г., освящен в 1918 г. Храм и сейчас ино­гда называют «греческой» церковью. В 1936 году он был закрыт, колокольня снесена. Лишь недавно состоялось его возрождение. Он восстановлен в пер­воначальном  облике,  с  колокольней.

Построен храм по византийскому об­разцу на высоком цоколе, в плане имеет вид креста. А его колокольня высотой 42 метра снова видна далеко с моря.

 

внутри церкви святого пророка Илии

А теперь отправимся в средневеко­вую часть Евпатории. Особый интерес здесь представляют здания периода XV—XVIII вв. Ныне идет восстановление старого города (его называют «Малый Иерусалим», т. к. население Гезлева было многонациональным), но уже сей­час он стал интересным экскурсионным объектом, со множеством любопытных зданий, старых кофеен и своеобразным восточным колоритом.

И лучше всего пройти по «Малому Иерусалиму» с экскурсией, так больше узнаете и увидите. Она начинается со знакомства с восстановленными во­ротами, которые назывались ОдунБазаркапусы (Ворота дровяного базара, тюрк.). Они единственные, которые сохранились из пяти крепостных во­рот. Здесь вы познакомитесь с подлин­ным фрагментом стены крепости XV в., увидите макет средневекового Гезлева, этноуголок, посетите крымскотатарскую кофейню. Этнографический центр«Одун Базар-капусы» проводит экскурсии по семи лучшим объектам Малого Иеруса­лима. Познакомимся с ними и мы.

Мечеть Хан-ДжамиМечеть ХанДжами — историко-архитектурный памятник, действующая мусульманская мечеть и один из наибо­лее интересных памятников мусульман­ской архитектуры Крыма.

Сооружена мечеть в 1552 г. Создате­лем ее является знаменитый турецкий зодчий Ходжа Синан, грек по проис­хождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в Стамбуле и других мусульманских городах.

Название Хан-Джами перево­дится как «пятничная мечеть». Для мусульман пятница — праздничный религиозный день. Мечеть называют и «Ханской» — здесь происходил церемониал духовного посвящения в ханский сан претендента, прибывшего из Стамбула. Как известно, крымских ханов утверждал на престол турецкий султан (ханство с 1475 г. было вассалом Османской империи), и новый хан, по­лучив султанский фирман (указ о праве на ханство), отправлялся с ним в Крым. Сойдя с корабля в Гёзлёве, он следовал в мечеть Хан-Джами, где объявлял под­данным о своих правах на ханство. И только после этого направлялся в сто­лицу ханства Бахчисарай.Мечеть Хан-Джами

Мечеть Хан-Джами внутриХан-Джами — самая большая и самая красивая мечеть в Крыму. Высота ее центрального зала —22 м. Архитектур­ный облик мечети напоминает знамени­тый константинопольский храм святой Софии. Ныне завершена реконструкция мечети. По бокам ее с восточной и за­падной сторон вновь взметнулись на 35-метровую высоту стройные минаре­ты — тонкие высокие башни с лестни­цей внутри и балконом.

Текиедервиш (ул. Караева, 18) — обитель странствующих мусульманских монахов, которые не признавали богат­ство и роскошь, вели аскетический образ жизни. Дервиши — в переводе с пер­сидского — «бедные», «нищие», — по­следователи религиозно-философского учения, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, пропо­ведь аскетизма, презрение богатства.

Евпаторийский текие-дервиш — уни­кальный историко-архитектурный ан­самбль XIV-XV вв.

Точная дата его воз­никновения, к сожалению, не известна, как не известен и автор проекта — письменные сведения о строительстве не сохранились. На сегодняшний день это одна из старейших построек средне­вековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, ещё одно есть в Египте.

Текие-дервиш

После присоединения Крыма к Рос­сии текие постепенно пришел в упадок и был закрыт. Долгие годы он находился в заброшенном состоянии. Сейчас идет его реставрация. После неё средневеко­вая обитель обретет свой первоначаль­ный облик и может стать туристским объектом международного значения. Впрочем и сейчас её можно осмотреть не только снаружи, но и внутри.

пляски дервишей

Центральное здание комплекса — квадратное. Внутри по бокам размеща­ются 19 келий, а в середине — обширное помещение. Здесь дервиши устраивали ритуальные пляски. Как они выглядели, можно узнать, посмотрев выступление фольклорного ансамбля «Дервиш».

К текие примыкает мечеть Шукуруллаэфенди (название дано по реестру), построенная в XVII—XVIII вв. и требующая реставрации.

Рядом с текие и мечетью — зда­ние евпаторийского культурно-этнографического центра «Текие-дервиш». Здесь есть небольшой этнографический музей, выставки крымскотатарского прикладного искус­ства и фотографии культовой архитек­туры.зда­ние евпаторийского культурно-этнографического центра «Текие-дервиш»

Караимские кенасы — ул. Караим­ская, 68, тел. 3-30-35.

Это духовный и культурный центр крымских караимов, вероисповедание которых — иудаизм в особой форме караимизма, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чи­стоте. Караимы не признают Талмуд (поздние толкования Библии), а чтут Тору — пятикнижие Моисеево (Би­блию). В Евпатории основная масса караимов появилась в конце XVIII — начале XIX веков, после того, как они покинули свою историческую вотчину Джуфт-Кале — пещерный город Чуфут-кале около Бахчисарая. Сюда переме­стился и их духовный центр.Караимские кенасы

Кенасы были построены на сред­ства караимов почти двести лет на­зад: в 1807 г. сооружена соборная, а в 1815 г. — малая кенаса. Вместе они представляют собой караимский хра­мовый комплекс, шедевр национальной архитектуры крымских караимов.

В 1926 году кенасы были закрыты; храм стал антирелигиозным музеем, позднее — историческим музеем, зда­ние подверглось значительной пере­делке. Ныне комплекс реставрирован евпаторийской караимской общиной при поддержке всех караимов Крыма, а Евпатория вновь стала духовным цен­тром караимов Крыма.Караимские кенасы

Сюда ежедневно, кроме субботы, проводятся экскурсии. Рядом с кенасой открыто кафе «Караман», где можно от­ведать блюда своеобразной караимской кухни. Все знают знаменитые караим­ские пирожки, а есть ещё чир-чир, яхтык и другие кушанья.

 турецкая баняВ «Малом Иерусалиме» реставри­руются также дом главы крымских ка­раимов (гахана) Бобовича, где в 1825 г. останавливался польский поэт А. Миц­кевич, старая турецкая баня (ул. Крас­ноармейская, 20), армянский храм святого Николайоса (ул. Интерна­циональная, 44) и еврейская синагога «ЕгияКопай» (ул. Караимская, 47).

Есть в Евпатории и несколько инте­ресных памятников.

Памятник Ашик-ОмеруПамятник АшикОмеру (1621-1707), выдающемуся крымскому поэту средневековья. Путешествуя по миру, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. В преклонном возрасте вернулся в родной город Гезлев, где и обрел вечный покой.

Суворовский бастион (Набережная), стилизованное сооружение со старин­ной пушкой, которая подарена городу командованием ВМС Украины. Недале­ко от этого места в 1778 г. размещалась штаб-квартира командующего русской армией в Крыму А. В. Суворова.

 Памятник российским воинам, по­гибшим в Крымскую войнуПамятник российским воинам, по­гибшим в Крымскую войну, — просп. 2-й Гвардейской армии.

Памятник напоминает о трагическом сражении, разыгравшемся у стен города почти 150 лет назад во время Крымской войны. В январе 1855 года, когда гарни­зон Севастополя, истекая кровью, дер­жал оборону, командование Крымской армии получило приказ из Петербурга, предписывавший взять захваченную англо-франко-турецкими войсками Евпаторию.

Памятники в честь моряков-десантников

В начале февраля 1855 года под Евпа­торией были сосредоточены войска под командованием генерал-лейтенанта С. А. Хрулева, одного из героев Сева­стопольской обороны. Но штурм был отбит союзниками. Русские войска, по­неся большие потери, вынуждены были отойти, а Евпатория оставалась в руках неприятеля до тех пор, пока он не по­кинул Крым.

Памятники в честь моряковдесантников. В годы минувшей войны в районе Евпатории наиболее значи­тельным событием была высадка так­тического морского десанта в ночь на 5 января 1942 года. Судьба его сложилась трагично. Десантники, из-за сильного шторма не получившие помощь, почти все погибли. Героям-морякам, павшим в те дни, в Евпатории установлено не­сколько памятников.

Памятник генералу Н. А. Токареву

Один из них — памятная стела на улице Революции. Надпись на ней гла­сит: «Героям Евпаторийского морского десанта, совершившим подвиг, имя ко­торому бессмертие».

Памятник генералу Н. А. Токареву, Театральная площадь.

Звание Героя Советского Союза лет­чик Токарев был удостоен еще в фин­скую войну. Уже будучи генералом, Токарев совершил свой последний вылет в небе над Евпаторией — городе, в котором он жил до войны и где был командиром евпаторийского минноторпедного отряда.

30 января 1944 г. генерал вылетел во главе группы торпедоносцев для удара по вражескому каравану судов. Во вре­мя атаки самолет Токарева был подбит. Раненый генерал сумел увести горев­ший самолет от города, посадить его за Мойнакским озером и он взорвался уже на земле…Вечерняя Евпатория