Создан в 1991 г. В настоящее время в его структуру входит несколько музеев: собственно Дворец-музей, Музей истории и культуры крымских татар, Художественный музей, а также Музей И. Гаспринского, известного крымскотатарского просветителя.

дворцовые воротаГлавная достопримечательность заповедника — бывший ханский дворец — самый крупный памятник периода ского ханства, национальная святыня крымскотатарского народа и достояние всей мировой культуры. Здесь открыт музей.

  •  Время работы: июнь-октябрь — с 9.00 до 18.00, без вых.; октябрь и май — с 9.00 до 17.00, вых. — вт.; ноябрь-апрель — с 9.00 до 16.00, вых. — вт., ср.
  •  Адрес: г. Бахчисарай,ул. Речная, 133, тел. (06554): директор — 4-28-81, организатор экскурсий — 4-76-40.

Строительство ханского дворца началось в самом начале XVI в. и продолжалось всё столетие. В результате в долине реки Чурук-Су появилось некое земное воплощение райского сада, как его понимали крымские ханы. Отсюда и название ханской резиденции, впоследствии перешедшее на весь город (Бакче-Сарай — «дворец в саду», тюрк.), а также легкость и изящность архитектуры, отсутствие нарочитой монументальности.

фасад Ханского дворца

Впрочем, в нынешнем своем облике дворец, к сожалению, не дает полного представления о том, каким он был в те далекие годы. А выглядел он великолепно, многие путешественники оставили восторженные отзывы о дворце.

Однако после присоединения Крыма к России начались многочисленные ремонты и переделки дворца. Неповторимый восточный колорит безвозвратно терялся. По сути дела, настоящая, научно обоснованная реставрация дворца была проведена лишь в 60-е годы прошлого века. Благодаря ей сегодня облик дворца куда ближе к первоначальному, чем даже сто лет назад.

портал Алевиза

Вход во дворец начинается у моста через речку Чурук-Су. Над тяжелыми створками дворцовых ворот — резное изображение двух сплетающихся змей, своеобразный дворцовый герб. Согласно легенде, на месте схватки двух змей был заложен дворец.

Ворота ведут в широкий, вымощенный камнем двор дворца. Сейчас здесь — место сбора экскурсионных групп.

Ханский дворец — это обширный ансамбль, который составляют несколько дворцовых корпусов, целый ряд других построек, внутренние дворики и ханское кладбище.

Экскурсия начинается с посольского дворика дворца. Здесь, в ожидании ханского приема, в тени деревьев располагались послы иностранных держав. Самая примечательная часть посольского дворика — портал железных дверей (Демир-капу, или портал Алевиза). Через эти двери послы попадали в ханские покои. Это самая древняя, судя по датировке (1503 г.), часть дворцового комплекса.

 зал ДиванаСоздан портал выдающимся итальянским мастером Алевизом, известным на Руси под именем Фрязин. Этот уникальный памятник с благородно проработанными деталями и сегодня поражает изяществом и тонкостью работы.

В зале Дивана (Совета и Суда) обсуждались и решались важные государственные дела. Диван — самых высокопоставленных чиновников и знатных людей ханства, без согласия которых хан не мог принимать никаких важных решений. Во время засния каждый из присутствующих занимал строго определенное место, а хан восседал на своем тронном месте. Отметим на редкость красивые цветные витражи зала и великолепную роспись потолка.

Летняя беседкаПереход из мрачноватого зала Дивана в Летнюю беседку приятно поражает неожиданным контрастом — попадаешь в царство солнца, цветов, пышной зелени виноградных лоз, которые видны из окон беседки в Бассейном садике. Раньше беседка была полностью открыта с трех сторон и составляла с садиком единый комплекс, в котором хан отдыхал от государственных дел.

Посреди беседки расположен мраморный (чешме), а стена над входом украшена тонкой филигранной росписью мастера Омера.

Из Летней беседки переходим в Малую дворцовую мечеть. Это одно из самых ранних сооружений дворца, она построена в XVI веке. Помещение довольно аскетичной архитектуры и убранства. Здесь молился очень узкий круг лиц: ханы, их родственники, сановники во время заседаний. Свидетелями прошлого являются предметы культового характера, представленные здесь, а также старинные литографии и акварели, повествующие об истории ислама в Крыму.

 

Фонтан слёзИз Малой мечети переходим в Фонтанный дворик с двумя фонтанами, которые всегда привлекают особое внимание посетителей.

Один из них — Золотой фонтан (Магзуб) — сооружен в 1733 г., при хане Каплан-Гирее. Названием фонтан обязан позолоченному орнаменту на мраморной облицовке.

Однако прославил Бахчисарайский дворец более скромный Фонтан слёз (Сельсебиль), ставший памятником любви жестокого хана Крым-Гирея к загадочной Диляре Бикеч. Поначалу Фонтан слёз был установлен возле стены её мавзолея в 1764 г., а затем перенесен в Фонтанный дворик.

Это замечательное творение мастера Омера, сумевшего воплотить в холодном мраморе глубокие чувства скорбящего хана. Впрочем, своей широкой известностью фонтан обязан прежде всего А. С. Пушкину, написавшему поэму «Бахчисарайский фонтан», а также А. Мицкевичу и Л.Украинке, посвятившим ему прекрасные поэтические строки.

Капли воды, что ритмично выделяет холодный камень, и сегодня падают на две розы — красную и белую (как в поэме А. С. Пушкина).

Из Фонтанного дворика переходим в Гарем — женскую половину дворца. Здесь проживали жены и наложницы хана. «Гарем» в переводе с арабского — «запретное». Согласно законам шариата, женщинам в мусульманских
семьях запрещалось общаться с посторонними людьми без разрешения мужа. Поэтому они проживали в отдельных помещениях, соблюдая хиджаб (затворничество). Как уживалось столько женщин на ограниченной территории гарема — загадка… Непонятно также, куда они все девались, когда одного хана сменял другой.

 Гарем — женскую половину дворца

Первоначально в ханском дворце было четыре гаремных корпуса. Сейчас сохранился только один, реставрированный совсем недавно, в восьмидесятых годах XX века. Можно осмотреть три комнаты гарема и характерные предметы быта той эпохи: ковры, мангал, шкатулки, подсвечники, кальян, курильница, музыкальные инструменты.

Из гаремного дворика через посольский проходим к жилому корпусу дворца. По деревянной лестнице поднимаемся на второй этаж.

К жилому корпусу примыкает свитский корпус, в котором размещалась многочисленная дворцовая прислуга.

обширная этнографическая выставка музея истории и культуры крымских татарСвитский и часть жилого корпусов в настоящее время занимает обширная этнографическая выставка музея истории и культуры крымских татар из фондовых коллекций заповедника. Представлены предметы декоративноприкладного искусства крымских татар, орнаментальное тканье и вышивки, мужская и женская одежда и обувь, посуда и ювелирные украшения, предметы быта и сельскохозяйственные орудия. Восхищают изделия медников — мастерски изготовленные кувшины, подносы, тарелки, подсвечники. Можно осмотреть отдельные экспозиции — комнату невесты, жилую комнату, крымскотатарскую кухню, а также выставку рукописных книг.

На втором этаже жилого корпуса размещались ханские покои, посольский зал, где проводились торжественные приемы и аудиенции у хана. Ханский кабинет, известный под названиями «Фруктовый» и «Золотой», расположен над Летней беседкой и украшен мастером Омером в XVIII в.

жилой дворик

Из Свитского корпуса спускаемся в примыкающий к нему кухонный дворик. В ханские времена на кухне работали только мальчики и мужчины, женщины не допускались.

 Большая ханская мечетьНа главной площади дворца наше внимание привлечет Большая ханская мечеть (Биюк-хан-джами). Она сооружена в XVI в. и основательно перестроена в 1740 г. при хане Селямет-Гирее, о чем сообщает надпись над входом.Это самое величественное сооружение дворца. По бокам его украшают два легких изящных минарета, островерхие крыши которых завершает алем — полумесяц. С минаретов муэдзины призывали правоверных на молитву. Сегодня мечеть вновь используется по прямому назначению. Как и столетия назад, призыв муэдзина (уже радиофицированный) пять раз в день оглашает Бахчисарай.

Сейчас мечети придают тот облик, который был у нее в прошлом. Фасад её был расписан под мрамор мастером Омером, в простенках между окнами были зеленые стеклянные вставки, где в декоративные узоры изящно вплетена вязь изречений из Корана.

К мечети Биюк-хан-джами примыкает мезарлык — фамильное кладбище бывших повелителей Крыма — Гиреев с великолепными надгробиями (их более 100) и двумя мавзолеями (дюрбе) XVI и XVIIIвв.  фамильное кладбище бывших повелителей Крыма — ГиреевУ мусульман считалось большой честью воздвигнуть мавзолей усопшему. В мавзолеях покоятся 13 ханов. Еще четыре ханские могилы находятся за их пределами. Прочие захоронения — могилы ханских родственников и приближенных. 

Мужские надгробия украшены чалмой, воинскими атрибутами; женские — подобием клобука в виде плоской шапочки. Почти на всех надгробиях высечены замечательные по своей поэтичности эпитафии.

Художественный музей расположен в одном из дальних корпусов Ханского дворца. Он открыт в 1996 г. Вход в музей платный, по нему проводят отдельную экскурсию. В четырех залах разместилась постоянная экспозиция. Здесь находятся живописные и скульптурные работы мастеров XVIII—XX вв. Среди них отметим картины Д. Г.Левицкого, С. С. Щукина, К. Ф. Богаевского и других известных мастеров. Гордость музея — парадный портрет ЕкатериныII кисти Ф. С. Рокотова. Представлены и работы современных художников — З.Трасиновой, Р. Нетовкина, В.Н.Хо-ришко, Я. А. Басова и других художников, посвященные Бахчисараю.

Художественный музей

Музей И. Гаспринского, известного крымскотатарского просветителя, находится на ул. И. Гаспринского, 47а (это по дороге от дворца к Чуфут-Кале). Он — часть Бахчисарайского заповедника, здесь можно ознакомиться с жизнью и деятельностью этого замечательного человека — мыслителя, писателя, издателя, просветителя.

Дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма представляет собой небольшой комплекс, состоящий из музея, выставочного зала и мини-гостиницы. В музее хранится художественное и мемориальное наследие замечательной пары художников и искусствоведов, долго живших в Бахчисарае. Адрес: ул. Восточная, 11, тел. 4-77-40, время работы: 9.00-19.00. 

карта ханского дворца в Бахчисарае

1. Екатерининская миля

2. Главные ворота

3. Свитский корпус

4. Портал Алевиза

5. Посольский дворик

6. Жилой корпус

7. Малая мечеть

8. Гаремный корпус

9. Соколиная башня

10. Большая мечеть

11. Ханское кладбище

12. Мавзолеи (дюрбе)

13. Баня Сары-Гюзель

14. Художественный музей

15. Фонтан Александра I

16. Мавзолей Диляры Бикеч