Пещерный город Чуфут-Кале
От Успенского монастыря пройдем еще с километр по балке Марьям-дере. Слева видны скальные уступы, стены и здания на плато. Это город-крепость Чуфут-Кале. Тропа поднимается к его Малым воротам.
Возникновение укрепленного городища относят к VI в., а его основателями считают сарматское племя алан. С VIII в. городом владели хазары, а после их ухода город-крепость становится центром христианского Кырк-орского княжества. (Кырк-Ор — Сорок укреплений, тюрк.). В 1299 г. войска золотоордынского темника Ногая во время
очередного набега на Крым раззорили Кырк-Ор. А в 40-х годах XIV в., в период правления золотоордыского хана Джа-нибека, он был окончательно захвачен татарами и стал центром золотоордынского бейлика. Позднее, с образованием Крымского ханства, город был временной столицей ханства. Здесь, кроме христиан и татар, стали селиться и караимы.
После ухода татар в Бахчисарай (новую столицу ханства), а христиан — в соседнюю балку Марьям-дере, в городе остались только караимы, который татары стали называть Чуфут-Кале — Иудейская крепость. Но в середине XIX в. караимы постепенно покинули свое родовое гнездо, и город опустел.
Экскурсия по городищу начинается от Малых ворот. Их еще называют Южные, или «тайные», ворота, т. к. снаружи их не видно. Первый объект на нашем пути — многоярусные искусственные пещеры хозяйственного назначения, некоторые из них использовались как укрытия для привратной стражи. Многие ученые полагают, что пещеры — это остатки древнего христианского монастыря XI века, который стоял на этом месте и был действующим вплоть до XV в.
Далее экскурсионная тропа идет мимо руин мечети XIV в. к мавзолею Джанике-ханум, дочери хана Тохта-мыша, скончавшейся в 1437 г., которая, видимо, некоторое время управляла городом.
Затем вдоль северного обрыва маршрут подходит к огромным подвальным помещениям под богатой усадьбой XVII в. Здесь начинается Средняя, самая древняя оборонительная стена города с воротами Орта-Капу (Средние ворота). Она датируется VI—VII вв.
Восточнее этой стены располагался «новый» город, где с XIII в. стали селиться караимы.
Пройдя через Средние ворота, осмотрим хорошо сохранившуюся усадьбу А. С. Фирковича. В этом типичном караимском доме XVIII в. долгие годы жил один из последних обитателей Чуфут-Кале, собиратель древних рукописей и надгробных надписей, известный караимский историк А. С. Фиркович (1786-1874 гг.). Его работы во многом позволили воссоздать историю караимского народа и городища Чуфут-Кале. Сейчас в этом здании открыт Караимский этнографический центр.
Затем по каменной «дороге тысячелетий», где четко видны пробитые за много веков колеи от повозок, подойдем к воротам Биюк-Капу (Большие ворота) Восточной оборонительной стены. Ее протяженность — 128 м, а высота — до 8 м. С наружной стороны стены был вырублен в скале ров, глубиной 9 м. Эту стену соорудили уже караимы.
Здесь, в «новом» городе, у северного обрыва, находился тюремный каземат, где татары держали знатных пленников. Среди них были воевода В. Шереметьев, захваченный в плен в 1600 г., князь А. Ромодановский, польский гетман Н.Потоцкий, польский посол Лез.
От каземата возвратимся назад и пройдем к молитвенным домам караимов — кенасам. Большая Соборная кенаса датируется XIV в., а Малая — XVIII в. и построена караимами, перебравшимися в Чуфут-Кале с Мангупа. Обе кенасы находятся за глухими каменными стенами. В Большой кенасе устраивались торжественные праздничные службы, а Малая предназначалась для повседневных служб и собраний.
Здесь, на Чуфут-Кале, в 1731 г. была устроена первая на полуострове типография, находилась она напротив кенас. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.
Снаружи, рядом с Малыми воротам, и находится вход в уникальную подземную галерею. Она была открыта для посетителей в 2001 г., после трехлетних раскопок. Можно осмотреть вертикальный 30-метровый колодец и 80-метровую горизонтальную галерею, которые соединялись между собой. На стенах галереи сохранились разнообразные надписи и даже клеймо византийского мастера, который руководил работами по строительству этого сооружения.
Судя по всему, оно появилось в V-VI вв. нашей эры и основное его предназначение — снабжение городища пресной водой. Примерно в XV в. вода здесь иссякла, колодец и галерею засыпали, 500 лет здесь никто не был.
Войдя в проем галереи, проходя по тысячелетним ступеням и читая надписи, сделанные нашими далеками предками, как бы погружаешься из двадцать первого века в пятнадцатый…
В 2002 г. в подземной галерее была сделана потрясающая находка — клад из четырех с лишним тысяч серебряных и золотых монет XIV-XV вв.
А внизу, в Иосафатовой долине, среди вековых дубовых деревьев приютилось старинное караимское кладбище с надгробиями XIV-XX вв. Надписи на могильных памятниках сделаны на древнееврейском языке. Кладбище и дубовая роща Балта-Тиймез («Топор не коснулся») — святое место для всех караимов. По сей день многие из них завещают похоронить себя здесь.
1. Подземная галерея (открыта для посещения в 2002 г.)
2. Ворота Кучук-Капу (Малые ворота)
3. Искусственные пещеры
4. Караимские кенасы
5. Руины мечети, XIV в.
6. Водосборный колодец
7. Мавзолей Джанике-ханум
8. Усадьба Чауш-Кобасы
9. Ворота Орта-Капу (Средние ворота)
10. Тюремный каземат
11. Усадьба А. С. Фирковича
12. Цоколь гостевого дворца, 1897 г.
13. «Дорога тысячелетий»
14. Ворота Бюик-Капу (Большие ворота)
15. Оборонительная башня