На трассе Симферополь-Алушта, между поселком Перевальное и Ангарским перевалом, есть место, где Курлюк-Су протекает под дорогой и впадает в реку Ангара. Для большинства водителей, которым приходится следить за дорогой, входя в затяжной поворот, это место ничем не примечательно. А для нас здесь начался к водопаду Джур-Джур.

Начало путиДобраться до начальной точки нашего пути не сложно. Можно было воспользоваться автобусом, троллейбусом или услугами частных перевозчиков, которых на железнодорожном вокзале хватает. Выходить нужно на повороте, возле трансформаторной подстанции.  Путь к водопаду не близкий — порядка 15 километров, проходит по пересеченной местности, поэтому одевать желательно надежную обувь и брать с собой провиант для привала. Маршрут рассчитан на один день и в рюкзаки мы положили только самое необходимое. Наша компания состояла из 7 человек, некоторые из которых не бывали в подобных походах.

Тропа к Курлюк-БашОт трассы, вверх по течению реки Курлюк-Су, с правой стороны проложена довольно просторная тропа, которая сразу уводит вглубь леса и уже через пару сотен метров перестают доноситься звуки машин, а слышны лишь журчание воды и пение птиц. По ходу движения встречаются уютные поляны для пикника. Но они не были нашей целью, по крайней мере не в этот раз.

Туристическая стоянка Курлюк-БашПервое время тропа, извиваясь, пересекает реку несколько раз. Важно не пропустить место, где нужно окончательно перейти на правую сторону, т.к. дальше наша тропа резко забирает вверх, а ответвление налево уводит в сторону.

Примерно на втором часу пути мы окончательно потеряли из виду Курлюк-Су. Тропа проходила между исполинскими, вековыми деревьями, по каменным завалам и мелким буреломам. Скальный выступ около тропы от Курлюк-Баш на плато.Местами попадались небольшие родники, из которых, утоляя жажду, можно было попить чистой горной воды .

Приблизительно через 3 часа пути мы вышли на поляну — туристическую стоянку Курлюк-Баш.  Река Курлюк-Су, исток которой находится нлеко, протекая через огромную, зеленую  поляну, делит ее пополам. Это место довольно популярное среди туристов. Тут можно перевести дух и устроится на ночевку в случае необходимости. Лес после дождяНа майские праздники здесь довольно людно, но в последних числах мая — во время нашего похода, на поляне была лишь одна палатка.

Устроившись на привал, мы решили перекусить и немного отдохнуть. Когда наша трапеза уже подходила к концу, из-за горы появилась черная туча. Едва мы успели спрятать все вещи и одеть дождевики, как начался проливной дождь, а потом и град, сопровождавшийся громом и порывами ветра. Гребень ТыркеНужно сказать, что все с честью выдержали испытание крымской природы. В условиях, когда на десяток километров поблизости нет укрытия и можно рассчитывать только на свои силы. Такой поворот событий всем добавил адреналина в кровь.

Когда туча ушла, мы быстро собрались и пошли по тропе, которая вела не вдоль реки, а поворачивала направо и уводила сразу на плато Демерджи. Ориентировались на небольшой скальный выступ на вершине. После дождя лес дышал свежестью. Приятно пахли хвойные деревья и трава.

Ущелье ХапхалПоднявшись наверх, мы повернули налево и вышли на автомобильную колею, по которой было удобно идти. Перепад высот сыграл свою роль — на вершине было прохладно и нам пригодились теплые вещи. На плато гулял легкий и бодрящий ветерок.

Меньше часа прогулки по относительно ровной дороге и мы выходим к обрыву на гребне горы Тырке. Тропа с Тырке в Хапхал к водопаду Джур-ДжурОтсюда открывается красивейший вид на ущелье Хапхал, село Генеральское, укутанное со всех сторон лесом, южный берег и море, сливающееся с небом на горизонте.

Вдоволь насладившись горными пейзажами, мы начали спуск к водопаду. Стоит упомянуть, что тропа, ведущая прямо к водопаду не сильно заметна. Что бы ее найти, нужно вдоль обрыва вернуться назад и повернуть налево на первой развилке.

Тропа к Джур-ДжурТропа с плато повела нас сразу вниз. Начался почти не прекращающийся спуск. По этой дороге было бы гораздо сложнее взбираться на плато, и мы немного радовались, что в этой части маршрута спускаемся. Земля после дождя была влажная, а в некоторых местах — скользкая, и те участники нашего похода, у кого обувь была с гладкой подошвой, имели «удовольствие» спускаться на «пятой» точке.

Вблизи истоков Улу-УзеньПо мере спуска, все больше становились заметны отличия ландшафта и растительности  южной стороны плато от северной, по которой мы поднимались. Больше было крутых поворотов, разнообразных каменных разломов и наслоений. Так же стало больше хвойной растительности. А вскоре начал доносится едва слышный, но с каждым шагом все более отчетливый грохот. Мы вышли к реке Улу-Узень не далеко от истока.Улу-Узень

Из-за резких перепадов высоты, на реке сформировалось большое количество порогов и мелких водопадов, каждый из которых был интересен по-своему и заставлял нашу группу раз за разом останавливаться, что бы получше рассмотреть и сфотографироваться.

Пороги Улу-УзеньПо мере спуска, Улу-Узень становилась более полноводной, питаясь множеством ручьев и притоков. Один раз пришлось перейти на левый берег реки. Водопады и пороги становились больше и красивее.Водопады Улу-УзеньВодопад на реке Улу-Узень

Вскоре тропа привела нас к скале, и чтобы пройти дальше понадобились некоторые умения скалолазания.Тропа вдоль реки Улу-Узень

Успешно преодолев последнее препятствие, в кульминации похода, мы оказались на вершине водопада Джур-Джур. А оценить его красоту смогли спустившись к подножию.

Наша настойчивость и упорство были вознаграждены — мы увидели замечательное творение крымской природы. Джур-Джур — самый полноводный водопад в у. Он не пересыхает даже в засушливое лето. Со скального выступа на 15 метровой высоте, вода широким потоком падает в котлован, поднимая облако водяной пыли. Зрелище потрясающее.

Водопад Джур-Джур
Немного отдохнув и получив удовольствие, созерцая водопад, мы двинулись дальше. Нужно было подумать о том, как добраться до Симферополя. От Джур-Джура до Генеральского ведет проселочная дорога чуть более километра длиной. Был уже вечер и из Генеральского до трассы Судак-Алушта можно было добраться либо пешком, а это около 8 километров, либо воспользовавшись услугами частных перевозчиков. Мы были уставшими и время поджимало, поэтому выбрали второй вариант. На микроавтобусе мы добрались до трассы и в ожидании автобуса подошли к морю.

Вскоре подошел автобус на Алушту. Уставшие, но довольные мы ехали домой. Под впечатлением от увиденного и от гордости, что прошли еще один туристический маршрут.